Учебные пособия по русскому языку и литературе
"Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей."
М. Горький.
В наше время продвинутых нано-технологий и тенденции к глобализации культур перед нынешними учителями русского языка и литературы стоят нелегкие задачи по сохранению культуры русского языка, при неминуемом его расширении за счет иностранных слов, отказ от которых невозможен.
Государственный стандарт общего образования подразумевает Универсальные Учебные Действия (УУД) для того, что бы учащиеся не только поглощали знания, но умели применять их на практике, на работе, в жизни, в быту.
«В основе развития УУД лежит системно-деятельностный подход. Активность обучающегося признается основой достижения развивающихся целей образования –
знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности».
Контроль над самостоятельной работой учащихся, оценка этой работы требует затрат времени и сил преподавателя.
Поэтому очень важно, чтобы непосредственно урок проводился с максимальной пользой. Кабинет русского языка и литературы должен быть укомплектован необходимым оборудованием и оснащением, соответствующим высоким стандартам по качеству и наглядности. В классе непременно должны быть представлены портреты русских писателей. Постоянные стенды, поурочные грамматические таблицы и схемы, справочные материалы, печатные рисунки, раздаточный материал должны быть представлены в арсенале учителя и быть удобными в хранении и экспозиции.
Для более эмоционального, запоминающегося проведения урока современный учитель-словесник не должен пренебрегать мультимедийными средствами обучения, dvd-фильмами и тп.
Грамматика русского языка очень сложна, обучение русскому языку ведется на протяжении всего периода получения учащимся среднего образования, с 1 по 11 класс.
Выпускник средней школы должен достигнуть следующих результатов:
«1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий
языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речиграмматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка ,
основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устныхи
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность».
А вы знаете, что слово "врач" произошло от слова "врать"? Правда, тогда это слово имело
значение - "говорить, знать".
Факт:
*В школе изучают шесть падежей русского языка, однако различные нюансы словообразования позволяют сказать, что в русском языке как минимум десять падежей. Во фразе «Чего тебе надобно, старче?» последнее слово — это звательный падеж слова «старик». «Кусочек сахару», «головка чесноку» — это примеры употребления слов в количественно-отделительном, или втором родительном падеже. У ряда слов есть две формы предложного падежа, например, «о шкафе» и «в шкафу» — для второго случая говорят о местном падеже. Также у некоторых слов может образовываться исходный падеж, когда речь идёт о месте начала движения — например, «вышел из лесу».
*Популярное выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить по-другому: «вернуться к родным пенатам». Дело в том, что Пенаты — это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.
*В древнерусском алфавите буква Х называлась «хер». Отсюда произошло слово «похерить» в значении «перечеркнуть что-то на бумаге крестом». И лишь впоследствии это слово приобрело современное значение: «испортить», «потерять».