Средства обучения или бизнес
« НазадСредства обучения или бизнес? Мнение эксперта.
Президент ассоциации отечественных разработчиков и производителей учебного оборудования "Образовательная среда",Ген. директор НПК "Дидактика" А.С.Игнатенко для издания "Властная Вертикаль Федерации"
Вопрос: Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние дел с обеспечением образовательных организаций средствами обучения?
- В настоящее время в системе обеспечения сложилась весьма сложная ситуация. Она в большей степени представляет собой набор хаотичных разнонаправленных действий, нежели целенаправленный процесс.
Разрушение целостной некогда системы началось на рубеже 2005 - 2007 годов, когда впервые за многие годы не были переизданы Перечни учебного оборудования. Далее, соответствующие подразделения Российской академии образования и методических служб были фактически отстранены от формирования целостного и научно выверенного комплекса средств обучения, ориентированного на достижение основных целей и задач учебного процесса.
Вопрос: Вы считаете основной проблемой утрату методического руководства со стороны РАО над составлением перечней и следовательно, отсутствие таковых?
- Не только. Самым разрушительным фактором стал отказ от базовых образовательных программ как единой системы, определяющей основные вопросы содержания образования и основной точки отсчета для определения целесообразного им (программам) комплекса средств обучения и воспитания. Составление перечней вне программного поля - такое же авантюрное и безрезультатное занятие, как и написание учебных пособий, коих мы сейчас видим сотни, и все они, мягко говоря, не бесспорны.
Утрата критериев содержания стерла защитный барьер среды и развязала руки всевозможным спекулянтам от образования. Все это отодвинуло в сторону принцип методического выбора дидактического инструментария относительно содержания программы. Ну а далее, заполнив образовавшийся методический вакуум комплексом маркетинговых усилий и подкрепив собственные интересы некоторым набором околопедагогических и откровенно антинаучных сентенций, дельцам от образования, фактически, стало позволено навязывать школам то, чем, на данный момент, было удобно торговать.
Вопрос: То есть сегодня получается, что государство утратило контроль над системой обеспечения?
- Де-факто да. Несмотря на то, что отдельные документы, рассматривающие вопросы материально - технического обеспечения, периодически разрабатывались. Однако основным их пороком является то, что все они разрабатывались не специалистами и принимались не для системного формирования целостной образовательной среды, а исключительно для фрагментарной реализации какого-либо проекта т.е. были ориентированы только на освоение выделенных средств.
К сожалению, не стал исключением и принятый в этом году Перечень, разработанный в рамках реализации Программы создания новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016-2025 годы». Данный документ также создавался людьми весьма далекими от вопросов методики и дидактики, но чрезвычайно близкими к определенной группе поставщиков. Бессистемность его содержания, отсутствие ориентации на образовательные программы и обилие вновь выдуманных предметных областей, вообще не подкрепленных какими-либо программами, делает этот документ беспрецедентным по уровню авантюризма и безграмотности, и более чем расточительным по стоимости. Кроме того, сам факт принятия данного документа вызывает удивление и тем, что он был принят несмотря на то, что на него были получены исключительно отрицательные отзывы от минпромторга, Роспотребнадзора, ФАС РФ, РАО и всех общественных объединений разработчиков и производителей учебного оборудования.
Вопрос: Но тогда что же сегодня поставляется в школы и на что тратятся государственные средства?
- Поставляется конечно разное. И качественные пособия и различный околообразовательный продукт (развивающие конструкторы и системы тест-опросов не имеющие отношения к содержанию образования, и датчиковые системы, демонстрирующие итоговые показатели процесса, но не сам процесс (явление). Уровень абсурда дошел до того, что всевозможные датчики (световых потоков, нитрат-тесты и пр.) стали поставляться даже в кабинеты начальной школы. Все это теперь активно рекламируется и навязывается школам под предлогом внедрения т.н. "инновационного продукта".
Зачастую ситуация осложняется еще и тем, что вопросы формирования образовательных сред фактически отданы на откуп проектных бюро, не обладающих ни необходимой методической базой, ни четким комплектом нормативных документов, определяющих минимально необходимую комплектацию средств обучения, ни комплектом функциональных требований к помещениям. В результате этого новые школы принимаются не только со стартовым дефицитом средств обучения и необоснованным переизбытком игр, игрушек, и технических средств, которыми ни кто и никогда не будет пользоваться, но и с некомплектом учебных кабинетов. У нас уже существуют кабинеты химии без таблиц Менделеева, кабинеты географии без необходимого количества глобусов, но поставляются сверхсовременные интерактивные системы без комплекта электронных образовательных ресурсов (ЭОР). При этом, в сами комплекты ЭОР зачастую попадают пособия откровенно антинаучного содержания.
Еще одной проблемой является и то, что подряд на оснащение может получить любая коммерческая организация, предложившая минимальную цену на торгах, но заведомо не обладающая ни знаниями, ни опытом, ни необходимыми ресурсами. При этом, как правило, это компании - однодневки, которые никогда не будут отвечать перед заказчиком и потребителем за качество продукции и работы.
Вопрос: Андрей Сергеевич, а сможете кратко охарактеризовать общее состояние дел сегодня?
- Давайте попробую, но не думаю, что картина будет радужной.
- Разрушена действующая до настоящего времени единая классификация средств обучения и воспитания, а следовательно и научно - методические подходы к вопросам формирования таковой;
- Разрушена система методических комплексов;
- Перестали работать принципы сменяемости средств обучения и видов учебной деятельности, с переносом основной нагрузки только на слуховой и зрительный виды восприятия;
- Утрачены доминанты: натурного эксперимента, множественности вариаций наработки навыков письменной и устной речи, гигиены и безопасности учебного процесса и другие основополагающие принципы.
- Мы опережающими темпами меняем научно - выверенные данности, и исправно работавшие ранее методику и дидактику, на весьма сомнительную, но все более устойчивую зависимость системы образования страны от всевозможных околообразовательных гаджетов с ПО зарубежного происхождения.
Вопрос: Да, не весело. Так в чем же выход?
- Сейчас необходимо пойти по принципу одного из классиков: сделать два шага назад к выверенной ранее точке - доминанте содержания образования, т.е. к базовым программам. И вот как только мы это сделаем, нам сразу снова станет понятно сколько и каких иметь учебников, как формировать комплексы средств обучения и даже как готовить учителей.
Вопрос: Андрей Сергеевич, тот комплекс проблем который Вы озвучили, действительно глубок и его необходимо решать на федеральном уровне. Вы поднимали эти вопросы перед минобрнауки?
- Поднимали и не раз, и не только наша ассоциация. Но увы, безрезультатно. Мы пять лет пытались выстроить диалог с министерством и каждый раз попытки заканчивались забалтыванием проблемы, а иногда и откровенным саботажем.
Определенные надежды мы возлагаем на изменения, которые наметились в последние месяцы, в связи с приходом нового министра. Мы с радостью наблюдаем укрепление позиций и академической самостоятельности РАО, и особенно, возврат к вопросам содержания образования. Около месяца назад мы направили Ольге Юрьевне Васильевой достаточно серьезный пакет аналитических материалов и предложений, с просьбой о проведении рабочей встречи. Так что теперь пребываем в ожидании, но не в пассивном - дорабатываем предложения совместно с другими ассоциациями и представителями научно - методического